Православный календарь

2017
20 ноября - 26 ноября

Понедельник

20

Описание:
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III).
Прп. Лазаря Галисийского (1053). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303).
Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.
Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре?тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).
 
Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).
 
--
Я хотел бы поблагодарить весь епископат, духовенство и верующий народ нашей Церкви за то, что в трудные времена, когда различные факторы работают на разделение нашей Церкви, мы сохраняем единство, следуя заповеди Христовой. И верю, что, покуда мы будем не искать своего, не говорить и не действовать с чужих слов и не повторять чужих мыслей, покуда мы будем выражать честно и чисто то Предание, ту веру, которую получили от святых апостолов, Господь остается с нами в самых трудных исторических обстоятельствах, через которые мы проходим или еще будем проходить. Успех этого исторического шествия напрямую связан с чистотой нашей веры, с прочностью нашего единства. И да поможет всем нам Господь хранить веру православную в сердцах и умах своих и сохранять братское единство!
 

Вторник

21

Описание:
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
 
--
Наши благочестивые предки верили, как и мы сегодня верим, что невидимый ангельский мир обладает реальной силой воздействия на мир физический, на людей. Мы почти ничего не знаем о том мире, но пусть никого это не смущает. Однажды, беседуя со всемирно известным ученым, я спросил его: «А Вы можете в каких-то более или менее конкретных цифрах выразить, какая часть вселенной сегодня доступна научному знанию?» Он, почти не задумываясь, сказал: «Примерно 5%». – «А все остальное?» – «Все остальное неведомо». Если для науки неведомы 95%, то и для верующего человека неведомо многое, но оно опознаваемо верой и сердцем. Мы молимся святым Небесным Силам бесплотным, не зная до конца, что это за силы, а только зная, что Бог их создал, что они разумны, что они свободны, что они могут входить в контакт с человеком. Мы молимся им так же, как святым, историю которых мы хорошо знаем, и получаем по вере и по своим молитвам.

Среда

22

Описание:
День постный
Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284–305).
Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Прп. Онисифора Печерского, в Ближних пещерах (1148).
Мч. Александра Солунского (305–311). Мч. Антония (V) Прп. Иоанна Колова (V) Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (625).
Свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина Черепанова, Димитрия Русинова, Нестора Панина, Феодора Чичканова, Константина Немешаева, Виктора Климова, Илии Рылько, Павла Ансимова пресвитеров, Иосифа Сченсновича диакона и прмч. Алексия Задворнова (1937).
 
Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).
 
--
Наверное, люди никогда бы не стали грешить, если бы видели подлинное лицо греха. Мы бы все содрогались от ужаса. Это лицо греха являлось некоторым святым, подвижникам, потому что они были сильны, потому что они были способны увидеть это лицо и не сойти с ума, не погибнуть; и они говорят, что лицо это ужасно. Но если показать хотя бы часть этого страшного лица людям, то кто бы совершал грех? Кто бы впадал в гордыню, кто бы исходил злобой, кто бы говорил ложь? Грех есть болезнь, так об этом говорят все святые отцы, писавшие на тему греха. Грех – это отклонение от нормы, это ненормальность, это действительно болезнь, болезнь духовная, которая нередко перетекает и в болезнь физическую. А время поста – это время освобождения от болезни, время исцеления. Это некий духовный санаторий, в который мы входим, имея надежду на выздоровление, на освежение своих чувств, на обновление своих мыслей, на укрепление нашей веры.

Четверг

23

Описание:
Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).
Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Символех.
Вмч. Константина-Кахи, кн. Грузинского (852). Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.).
Прмч. Нифонта Выблова и мч. Александра Медема (1931); сщмчч. Прокопия, архиеп. Херсонского, Дионисия Щеголева, Иоанна Скадовского и Петра Павлушкова пресвитеров (1937); сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прмчч. Иоанникия Дмитриева и Серафима Гущина, мчч. Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); сщмч. Бориса Семенова диакона, мч. Николая Смирнова и мц. Анны Остроглазовой (1930-е); мцц. Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942).
 
--
Откуда взялось представление о том, что у каждого своя правда? Оно родилось в сознании людей, которые исторгли Бога из своей жизни. Бог оказался изгнанным, ненужным. Ну, а кто же может занять место Бога? Не нашлось никого, кроме самого человека, который изгнал Его из своей жизни. Заняв место Бога, человек абсолютизирует свою ограниченную человеческую правду, которая правдой может совсем и не быть. Это самое страшное и опасное заблуждение — считать, что нет общего нравственного начала, нет общей для всех правды. Нравственное начало, на котором построены право и законы, это и есть Божественная правда, абсолютная правда. Как бы ни восставали богоборцы — и старые, и новые, — не поколебать этой Божией правды в роде человеческом, потому что она запечатлена в наших сердцах. И Бог на Страшном суде будет судить нас не по правдам человеческим, а по Своей Божественной правде.

Пятница

24

Описание:
День постный
Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).
Прп. Феодора Студита, исп. (826).
Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434). Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).
Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).
 
--
Что означает исповедовать Христа? Это означает оставаться верными Ему не только в легких обстоятельствах, но и тогда, когда обстоятельства жизни становятся трудными. Если человек теряет верность, он перестает исповедовать Господа и Спасителя, а происходит это обычно под влиянием внешних неблагоприятных обстоятельств. Мы знаем, как в первые столетия христианской истории появилось множество мучеников и исповедников, которые жизнью своею запечатлели верность Спасителю. Им предлагалось отречься от Господа, и тогда они могли бы остаться в живых. Очень многие, сотни и тысячи христиан, исповедовали пред лицом людей свою веру в Господа и Спасителя и лишались жизни, но они помнили Его слова: если вы исповедуете Меня пред людьми, и Я исповедую вас пред лицом Отца Моего Небесного (см. Мф. 10, 32), то есть если вы со Мной здесь, то вы со Мной и там, в вечной жизни.

Суббота

25

Описание:
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620).
Прп. Нила постника (V). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580).
Прор. Ахии (960 г. до Р. Х.). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651).
Сщмчч. Константина Успенского, Владимира Красновского, Александра Архангельского, Матфея Алоина, Димитрия Розанова пресвитеров (1937).
 
Иконы Божией Матери «Милостивая».
 
--
Многие люди в своей жизни нередко переживают тяжелое состояние, которое называется отчаянием. У святых отцов есть очень мудрые размышления на эту тему. Приведу вам слова преподобного Нила Синайского: «Смотри, никто да не говорит: много нагрешил, нет мне прощения. Так говорит тот, кто не знает, что Бог есть Бог кающихся. А Бог говорит: радость имею о едином грешнике кающемся». А дальше – особые слова: «Согрешить – дело человеческое, отчаиваться – диавольское, потому что сатана был низвергнут в преисподнюю от отчаяния, не пожелав раскаяться». Эти слова буквально пронзают сознание. Если речь идет об отчаянии, о чувстве безысходности, значит, диавол господствует над человеком. Вот почему, переживая трудные обстоятельства, мы никогда, ни при каких условиях, ни при каких обстоятельствах не должны впадать в отчаяние.

Воскресенье

26

Описание:
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407).
Мчч. Антонина, Никифора и Германа (ок. 308).
Мц. Манефы (ок. 308).
 
--
Апостол Павел учит нас (см. Еф. 4, 1–6), что мы должны жить достойно нашего звания, со всяким смиренномудрием и кротостью. Удивительные слова! Кротость, смиренномудрие способны сохранять единство духа в союзе мира. Только на теоретическом уровне это сохранить невозможно, все это надо практиковать в той системе нравственных ценностей, которую открывает нам Евангелие, и через такие, казалось бы, простые добродетели, как смиренномудрие, – не просто смирение, а смирение, исполненное мудрости, – и как кротость, то есть способность сохранять внутреннюю энергию, не возбуждаться по пустякам, не расточать свои силы, но хранить свой внутренний мир, создавать систему безопасности своей духовной личной жизни. Молчаливая реакция на злобные выпады, добрая улыбка, а главное, отсутствие встречной злобы в сердце – это и есть признак полной свободы человека. Нас не интересует, что человек будет делать с самим собой, – нас интересует, что он будет делать по отношению к нам. И если его злоба, его ложь, его клевета не возбудили в нас ответного чувства злобы, мы победили его, а не он нас.