Православный календарь

2018
15 января - 21 января

Понедельник

15

Описание:
Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, папы Римского (335).
Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). 
Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима Саровского, чудотворца. 
Прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Сщмч. Феогена, еп. Парийского (ок. 320). 
Мч. Василия Петрова (1942).
 
--
Становясь людьми православными, становясь христианами, мы себя поставляем под Божий закон, мы должны жить по Божиим заповедям. Мы их знаем или, по крайней мере, должны знать, если мы крещены в православной вере. И судиться мы будем по этому закону, который добровольно на себя приняли. Крещение не есть лишь некий культурный акт, некий обычай, как у нас некоторые иногда думают. Крещение – это принятие на себя всех обязательств, связанных с Божественным законом. Крещеный будет спрошен: а исполнял ли ты закон, который добровольно принял на себя?

Вторник

16

Описание:

Прор. Малахии (400 г. до Р. Х.). Мч. Гордия (IV). Прп. Женевьевы Парижской (512). Сщмч. Василия Холмогорова пресвитера (1938).

--

Каждому христианину следует ежедневно прочитывать по главе Нового Завета – из Евангелия или апостольских посланий. Читать нужно медленно и вдумчиво, выписывая непонятное, чтобы потом постараться найти ему объяснение. Священное Писание не должно быть для нас чем-то далеким, неким древним историческим текстом, который мы слышим только в храме за богослужениями. Библия должна стать нашей настольной книгой. Следует постоянно выписывать и запоминать мысли, которые нас поразили, которые могут стать частью наших убеждений, которые имеют непосредственное отношение к нашей жизни и могут помочь нам решить какие-то жизненные проблемы или от чего-то нас оградят.

Среда

17

Описание:
Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). 
Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV). 
Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).
 
--
Многие люди, далекие от реального духовного опыта, стремясь сделать нечто значительное в своей жизни, все свои силы направляют на достижение каких-то временных успехов, не задумываясь о внутреннем факторе. Конечно, нужны и временные успехи, и промежуточные победы, но человек не достигнет поставленной цели пока не победит самого себя, пока не одержит этой главной победы над своими страстями, над своей похотью, над своими слабостями, над своей уязвимостью. Даже внешне сильный и могущественный человек, обладающий властью и деньгами, может стать легкой добычей своих собственных слабостей, если он неспособен одержать главную победу – победу над самим собой. А без этой победы не может быть и иных подвигов: если человек не научился совершать подвиг во имя своего спасения, движимый Божиим страхом и желанием жить по Божией воле, то о каких же других подвигах может идти речь?

Четверг

18

Описание:

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прп. Симеона Псково-Печерского (1960) 1. 
Прор. Михея (IX в. до Р. Х.). Прп. Аполлинарии (ок. 470). Прп. Фостирия. Прп. Мины (VI). Прп. Григория Акритского (ок. 820). 
Мч. Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мц. Евгении Доможировой (1933); сщмч. Сергия Лаврова пресвитера (1934); мч. Матфея Гусева (1938).
Литургия св. Василия Великого. 
 
--
В день, когда мы вспоминаем Крещение Господа в реке Иордан, мы освящаем воду в знак присутствия благодати в Церкви. Церковь редко что-то доказывает внешним образом. Внешне в Церкви не происходит ничего необычного. Иногда люди усиленно требуют чуда, словно фокуса, чтобы это чудо убедило их в том, что Бог существует; однако Церковь никогда не воздействует на сознание людей подобным образом. Но в сегодняшний день, освящая воду, Церковь свидетельствует о великом Божием чуде — о явлении благодати через страдания, смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Мы освящаем воду, низводя на нее эту благодать. Мы знаем, что вода остается водой, не меняя свой физический и химический состав; но вода становится иной, она наполняется Божественной энергией. Эта вода никогда не портится, от прикосновения к ней исцеляются больные, изгоняются бесы, дается сила людям.

Пятница

19

Описание:
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
Литургия св. Иоанна Златоуста. 
 
--
Откровением Бога людям стало явление Сына Божия, о каковом событии апостол говорит: велия... благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16). И в сегодняшнем апостольском послании тот же апостол, обращаясь к Титу, говорит: явилась нам благодать Божия (Тит. 2, 11) — Спаситель. В Новом Завете Бог является миру не так, как это было в Ветхом Завете, ибо, по слову апостола Иоанна, Бога не видел никто никогда; но Единородный Сын, сущий в недре Отчем (Ин. 1, 18), то есть, Сын Божий Господь Иисус Христос явил нам Бога. И явление это было особенным. Бог возжелал не только явить Себя людям, Он возжелал войти с людьми в самое тесное общение, какое только возможно, — Он Сам становится человеком. Он соединяется с плотью и кровью человеческой и через славу Своего Воскресения и вознесения на Небо вводит нашу человеческую природу в тайну жизни Святой Троицы. С пришествием в мир Спасителя Божественное и человеческое стали неразлучны, как были неразлучны Божественная и человеческая природы в единой богочеловеческой Личности Христа Спасителя.

Суббота

20

Описание:
Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Прп. Пахомия Кенского (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении).
 
--
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Сказанное чрезвычайно важно, ибо определяет два непременных условия принятия человеком спасительной Евангельской Вести, два условия человеческого спасения. Мы можем спастись, если имеем веру и крестились. Известно крещение покаянием, совершавшееся Иоанном Предтечей над иудеями в водах реки Иордан. Крещение, о котором говорит Спаситель, – также погружение в воду и омовение. Однако в этом Таинстве содержится новая реальность: это крещение во имя Единого Бога, в Троице прославляемого, – Отца, Сына и Святого Духа. Крещаясь во имя Божие, человек тем самым реально свидетельствует о своей вере, обнаруживает и исповедует ее, одновременно через омовение получая очищение и освобождение от грехов, и соединяется с тайной жизни Триединого Бога.

Воскресенье

21

Описание:
Прпп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX). Прп. Домники (ок. 474). Прп. Григория, чудотворца, Печерского, в Ближних пещерах (1093). Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). 
Прп. Паисия Угличского (1504). Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV). Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313). Прп. Илии Египетского (IV). Мч. Або Тбилисского (786) (Груз.). 
Сщмч. Виктора Усова пресвитера (1937); сщмчч. Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого пресвитеров, прмч. Пафнутия Костина, мч. Михаила Новоселова (1938); сщмч. Василия Архангельского пресвитера (1939); мч. Иоанна Малышева (1940); св. Михаила Розова исп., пресвитера (1941).
 
--
Почему именно с покаяния начинается миссия Христа? Очевидно потому, что покаяние является чем-то сугубо важным для человека. Ныне упоминание о покаянии нередко вызывает у человека реакцию отторжения. Одним это представляется чем-то бесконечно тоскливым. У других покаяние ассоциируется с добровольной дачей показаний на самого себя, когда жизненные обстоятельства или страх вынуждают человека к явке с повинной. Однако тот факт, что Господь именно с проповеди покаяния начал Свое служение людям, свидетельствует об особом значении покаяния для жизни человека. Можно сказать, что покаяние есть основополагающая религиозная истина, некое весьма существенное измерение нашей духовной жизни, без которого полнота человеческого существования остается недостижимой. Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взглянуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией.