Пастырское обращение ко всей Владимиро-Суздальской пастве архиепископа Евлогия в связи с наступлением Великого Поста 2013 года

03.03.2013|20:38

Во имя Отца и Сына и святого Духа!

 

«И смирях постом душу мою» (Пс. 34)

 

Дорогие и возлюбленные чада верные Церкви, всечестные отцы, братья и сестры!

Вновь и снова мы с вами слышим живой и всеблагой для нас голос Святой Церкви о покаянии, незримо подымающий и пробуждающий нас от сна лености, от усыпления греховного, ведущего только к смерти и разрушению нашему. «Я пришёл для того, - говорит нам Христос Бог, - чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). 

Что же тогда наше земное из себя представляет, в коем мы все обитаем? При всем его несчастье и превратности, как ни странно, обретаем неизъяснимое счастье, когда земное может послужить нам некой ступенью к вечному Небу, ключом к доброй и светлой пристани, если воспримем земнородное как крест святой жизни, как спасительное терпение его для нас, что бы ни случилось в нем. Как это понять? Какой здесь смысл и значение для нас? Жизнь не иначе можно оценить как величайший Божий дар, требующий величайшего внимания к нему. И прежде всего, жизнь наша обусловлена Законом Божием, правилами высшего и благодатного жития для духовного роста и развития. Мы ведь из небытия, из земли, но призваны к вечному бытию, совершенно-полному, к жизни самой отрадной как солнце, как благоуханный цвет. За нами, как бы не были грешны, всегда остаётся выбор жизни, и только разумный и сознательный – непрестанно искать и жить в полную силу тем, что нас духовно окрыляет, и подлинно утешает. И здесь, как бесценное для нас, без борьбы и борения со злом, постоянно противящемуся нам во всём, не обойтись. Потрясая, жизнь выверяет нас, «на камне» мы веры или «на песке» сомнений в ней. Откуда у нас страх животный на сегодня, если боимся куста? «В любви нет страха» (1 Ин. 4, 18), - сказано апостолом Иоанном Богословом. Для христианина ничего не страшно, чтобы ему ни угрожало. Напротив, одно уже чистое желание лучшего и святого, первое доброе стремление, порыв души к Солнцу вечной жизни никак не проходят в пустую и напрасно, но удивительно чудом получают ответ свыше не только духовного значения, но внешнего благополучия. Блудница пришла в монастырь покаяться в своих грехах, - сказывается в древнем патерике, - но ворота были закрыты, и она умерла ночью под стенами монастыря. После смерти она явилась в монастырской одежде. В ней жил новый человек, родившийся чрез покаяние. От нас, на самом деле, требуется совсем немного, по силам души, не больше, а всё остальное созидательное и свершительное самого спасения нашего зависит от Бога. И здесь больше всего необходима наша добровольность, доброхотность, что весьма приятно и любо Богу, совершенно радостно ангелам и святым, что вскоре ощутимо бывает и душой, способной видеть Невидимое, как видимое, самое светлое и бесконечно – пространное. «В Горняя, в Горняя… к Свету», - так произнес умирающий святитель Григорий Палама над собою. Что же конкретно нас спасает? Несомненно, дела в духе живой веры и нелицемерной любви, что свойственно нам по природе, более чем гордость и вражда сатанинская, в чём и должны глубоко раскаяться в предстоящем Великом Посту, осудить себя в надежде спасения и не прикасаться никак к тому, что нас обезличивает и прямо позорит. «С покаянием, - учит епископ Феофан, - человек начинает любить ближнего».

Важнейшая наша задача не только самим спасаться от соблазнов мира сего, от вечной смерти, поражаемой грехом, но еще и спасать как-то своих близких и ближних, быть для них светом и примером веры и добрых дел, в чём прямой наш христианский долг во что мы и крестились с вами и о чём будем ответствовать на Страшном Суде, чего никак нельзя нам забывать. Страшен Суд только для тех, кто живет нераскаянно и своевольно. А те, кто смиренно трудился в Свете, Истине и Правде Божией, тех ожидает одна неизмеримая мзда, которой «око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Сердечно поздравляем всех с прекрасным временем духовной для нас весны, как Великий Пост, обещающий показать Светлое Христово Воскресение, как верх и силу нашего вечного бытия, с пожеланием старательно пройти всем это святое поприще, заповеданное нам издревле, как закон отцами Церкви Христовой, дабы найти себя совсем другими, чем есть, искренне насаждая всюду Божий мир и любовь, оберегая доброе единство между собою, что превыше и ценнее всего. Аминь.

Великий Пост. 

Март 2013 г.

Божией милостию смиренный Евлогий,

архиепископ Владимирский и Суздальский. г. Владимир.