Крещение Господне. Богоявление.

19.01.2013|08:00

Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце (Луки 17:21; ср. Рим. 14:17). Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф. 13:24—43, 47—49).

Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил «крещением покаяния для прощения грехов» (Луки 3:3). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.

Не очиститься сошел в воду Спаситель, а очистить ее. Отверзлись небеса, и увидел пророк Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф.3.7).

Дух Святый почил над Иисусом. Это знамение было «народа ради». Поскольку незнатный и незнакомый Иисус из скромного галилейского городка Назарета не мог обратить на Себя внимания людей, особенно рядом со Своим Предтечей, признанным пророком, с которым считались даже архиереи и книжники, — то Дух Святый, почив над Иисусом, ясно указывал, что именно Он есть Возлюбленный Сын Божий.

В день Крещения Господня открылась людям полная догматическая истина о Триипостасном Боге. Она возвещена миру не в умозрительных представлениях, как это будет иметь место впоследствии, — эта возвышенная истина богословия явлена воочию, в чувственных образах, подобно тому, как воплощением Слова открыта миру тайна Второго Лица Святой Троицы:

«Отец глаголет». Возлюбленный Сын является в образе Сына Человеческого и Божественный Дух — в виде голубя.

«Во Иордане крещаюшуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение». Поэтому праздник Крещения Господня называется еще Богоявлением.

В Русской Церкви Московский Собор 1667г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления.

Вода, освященная в эти дни, именуется крещенской или великой агиасмой и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. У православных верующих существует обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом, мы испрашиваем благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни, а также очищаем свое жилище от воздействий бесовских сил — врагов нашего спасения. Крещенскую воду следует хранить в течение всего года и относиться к ней как к великой святыне.

Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.

Крещенская вода—это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года.

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».