Крещение Господне

30.01.2013|00:24

19 января (6 января по ст. стилю) Православная Церковь празднует двунадесятый праздник – Крещение Господне. Когда мы становимся молитвенными причастниками великого события Богоявления, т.е. события, когда в Лице Спасителя нашего Иисуса Христа миру является истинный Бог, воплотившийся для спасения человечества, когда Христос, принимая от Иоанна крещение, вступает на общественное служение, совершая дело спасения мира: «Крещается Христос, и восходит от воды совозводит бо с Собою мiр» . Евангельское событие Крещения наверняка известно каждому христианину: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:13-17). Христос до 30 летнего возраста не вступал на общественное служение, ибо закон иудеев не допускал никому быть учителем и тем более пророком ранее 30-летнего возраста. Но когда исполнился срок, Бог послал провозвестника – святого Иоанна Предтечу, чтобы через него миру был явлен грядущий Мессия – Иисус Христос. Для этого явления Бог посылает Иоанна совершать особый обряд крещения в водах реки Иордан, чтобы народ через покаяние мог подготовиться к встрече со Спасителем. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.1:4). Но крещение Иоанново было необходимо прежде всего для того, чтобы крестился Тот, Кто сам вскоре будет крестить всех Духом Святым – Мессия Иисус Христос, о Котором так возвышенно говорит Иоанн Предтеча: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк.1:7). Но грядущего на крещение Иисуса теперь останавливает Иоанн, говоря, что ему надо бы креститься от Иисуса, и Он ли теперь приходит к нему. Как умилительно говорит об этой встрече богослужебный текст: «Приклоняет верх, Приклонивый небеса. Зовет и вопиет брение Зиждителю: что ми повелеваеши, яже выше мене? Аз требую Твоего крещения. О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе» . Но Христос отвечает, что так надлежит исполнить всякую правду. И мы знаем, что Иоанн крестит Иисуса. И в момент крещения отверзаются небеса, раздается голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение», и Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. Нынешний праздник называется также и Богоявлением, потому что миру явлен истинный Бог ставший истинным человеком, - Господь Иисус Христос, и потому что миру открыта величайшая тайна Бога, - Бога Троицы, единого в существе Своем и троичного в Лицах Бога (миру открыта тайна триединого Бога, который есть Любовь). «Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение» , т.е. Открыта тайна Бога Сына, принимающего крещение от Иоанна и грядущего на спасения мира, Бога Отца, глаголющего с небес, - из глубин Своего всесовершенства, и тайна Бога Духа Святого, нисходящего в виде голубя и просвещающего всех и вся. Пытливый человеческий ум всегда пытается проникнуть в суть событий, понять внутренний смысл совершающегося, задаться вопросами. Зададимся теперь вопросом и мы, зачем было креститься безгрешному Иисусу, ведь Он сам по Своему Божеству будет крестить всех Духом Святым, почему на Иисуса нисходит Дух Божий, ведь и Отец и Сын и Дух пребывают вечно неразлучно и нераздельно? Эти вопросы отчасти помогают нам возвыситься к пониманию духовного смысла праздника Крещения. Христос креститься, - как говорит Священное Писание, - чтобы исполнить всякую правду… Но в чем состоит эта правда? В том ли, что Христос, будучи Сам безгрешен и не имея нужды в покаянии, научает нас собственным примером смирению и тому, что дело служения Богу всякому человеку необходимо начинать с покаяния? В том ли эта правда, что, «принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми — без исключения — грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении... Отождествляет Себя со всеми и с каждым из нас… чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками Своей совершенной и безгрешной жизни» ? В том ли, чтобы погружением в воды Иордана освятить и очистить Собой, Своим Божеством, стихии мира, к которым мы сможем прибегать как к спасительному источнику целительной силы, в том ли, чтобы сообщить источникам водным способность духовно и телесно возрождать человека?.. Мы задаем эти вопросы и слышим торжествующий голос Церкви: «Приклонил eси главу Предтечи, сокрушил eси главы змиeв: пришел eси в струи, просветил eси всячeская…Спасе» . И к этим Иорданским струям прибегаем и мы, моля Бога: «о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всякую пользу изрядную» . В том ли эта правда, чтобы Христу как Агнцу, вземлющему грех мира, омыть в струях Иордана все людские грехи, прообразуя водами крещения будущую искупительную кровь Голгофского жертвоприношения, обновляющего человечество? И вновь Церковь торжествующе глаголет: «Иорданскими струями обложься, Иже светом преславно одеваяйся, в нихже Адамово естество обновил еси…Слове Божий» , «Адама истлевшаго обновляет струями Иорданскими: и змиев главы гнездящихся сокрушает Царь веков Господь» . «Свидетельство Иоанна об Иисусе как об Агнце Божием есть первое указание на на путь Страстей, которым идет Иисус. – Комментирует событие Крещения Господня известный православный богослов и экзегет епископ Кассиан (Безобразов). – Свидетельство Иоанна есть свидетельство водою. Но в воде Иоанн свидетельствует о Крови. Путь воды уступит место пути Крови» . Но мы знаем, что эта святая Кровь не есть для нас кровь смерти, но кровь жизни. Ибо все мы, вся наша жизнь куплена этой дорогой ценой (1Кор.6:20). В том ли эта правда, что Христос принимает крещение, чтобы оставить нам великое и спасительное таинство христианского крещения, через которое каждый из нас родился некогда в вечную жизнь в Иисусе Христе, когда во Христа облекшись и во Христа крестившись, человек идет со Христом на Иордан, и погружаясь в крещальную купель умирает и воскресает со Христом, погребаясь в купели как в могиле своим ветхим человеком, оставляя в купели все ветхое и греховное, и рождаясь и выходя из купели как из колыбели для новой обновленной духовной жизни во Христе? И в этом великая правда сегодняшнего торжества Церкви: «рабскою рукою во Иордане креститися претерпел еси, да водное естество освятив, Безгрешне, путесотвориши нам, еже водою и Духом паки рождение, и к первому нас устроиши свобождению» . Вот как говорит об этом великий учитель Церкви святитель Григорий Богослов: «Со Христом погребаемся через Крещение, чтобы с Ним и восстать; с Ним снизойдем, чтобы с Ним взойти и на высоту; с Ним взойдем, чтобы и прославиться с Ним!» Ни за тем ли Дух Божий нисходит на Христа, чтобы снизойти и на каждого христианина в момент крещения и миропомазания, обновляя и очищая человека от греха и порока, сообщая христианину Свои обильные плоды приводящие ко «всякой благости, праведности и истине» (Еф.5:9)? «Дух сходит не потому, чтобы Христос имел нужду в этом (ибо по существу Он в Нем пребывает), но чтобы ты знал, что и на тебя при крещении сходит Дух Святый» , - обращается к каждому христианину блаженный Феофилакт Болгарский. Но все это великая тайна домостроительства Божия, проникнуть в которую до конца невозможно человеку. Но вот усваивать в Церкви спасительные плоды этого домостроительства, возможно каждому, кто в простоте сердца верит в Бога и стремится исполнять Его заповеди. И можно ли вообще чем-либо иным отозваться кроме как ответной любовью на все то, что сделал для нас Бог, Который умалил Себя, принял условия человеческого бытия, пострадал за нас, умер и воскрес для нашего воскресения, и совершил спасение мира? Можно ли отозваться чем-либо иным кроме как ответной любовью? На этот вопрос каждый должен ответить в глубине своего сердца, помня, что от ответа зависит его вечная жизнь. Ответим же верно и поступим верно, как велит нам наше сердце. Аминь. Священник Павел Коллегов.