о. Павел Коллегов: Зачем молиться, если Бог всё знает?
16.12.2011|11:22
Не только неверующие, но и люди религиозные на том или ином пути своего духовного развития, порой задаются вопросом: «Зачем же нам нужно молиться, если Бог заранее знает, о чем мы будем Его просить?»
Казалось бы, незачем молиться, ведь действительно, Бог всё знает заранее. Он знает не только все наши нужды, но и то, что для нас будет полезно в будущем или что будет для нас спасительно в той или иной ситуации. Бог всеведущь, то есть всё знает и всё предвидит. В Библии о всеведении Божием говорится так: «…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него»(Мф.6:8).
Вот тут и возникает крамольный вопрос, если Бог всё знает, зачем же нам Ему молиться? Более того, непонятно, почему после этих слов в Библии сразу же следует предписание: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя…»(Мф.6:9). То есть, с одной стороны, Бог всё знает, с другой стороны, Бог хочет, чтобы мы совершали молитвы. В чём же дело?
Оказывается, в молитве мы можем не только просить Бога о помощи, но и благодарить Его за заботу, за все благодеяния которые Он оказывает нам в жизни. В молитве мы можем прославлять Бога как нашего Творца и Спасителя. В молитве мы можем сожалеть о том или ином дурном поступке, оскверняющем наше человеческое достоинство, то есть может каяться в своих грехах. Молитва – это выражение всех наших чувств пред Богом.
Молитва – это обращение всех наших устремлений к Богу, готовность следовать Его святой воле, исповедь грехов и благодарное принятие Его милости. Молитва - это внутренние наши переживания, искренний разговор с Богом. И Богу как нашему небесному Отцу радостно, когда мы к Нему обращаемся с искренней горячей молитвой.
Молитва – это ещё и выражение нашего согласия с Богом. Хотя Бог знает, что нам нужно пропитание, нужно здоровье, Он знает наши проблемы и болезни, трудности и все переживания, но Бог насильно не решает их до тех пор, пока человек добровольно не передаст это в Его руки. Бог уважает нашу свободную волю и не спасает нас без нашего желания. Когда мы говорим о своих нуждах Богу в молитвах, мы этим выражаем перед Ним нашу волю, согласие, предоставляя Богу возможность, делать просимое.
Кроме того, молитва позволяет нам самим глубже осознать наши истинные нужды, понять наше духовное состояние. Бог, конечно, знает наши нужды, но можем ли мы честно признаться, знаем ли мы сами, что нам нужно для счастья? Порой мы готовы просить Бога совсем не о том, что кажется нам
таким необходимым. Но когда мы становимся пред лицом всемогущего Бога, пред любящим Небесным Отцом, в нашей душе происходит страшный суд для нашей совести. Мы понимаем, что бываем порой недостойны всех тех благодеяний, которые оказывает нам Бог. Часто даже не осознаем, каким богатством мы обладаем. От Бога мы получили всё необходимое, и здоровье, и одеяние, и хлеб насущный, но часто ли мы это осознаем и благодарим Бога?
Молитва в жизни верующего человека занимает важное место. Бог заповедал христианам молиться непрестанно. Это не значит, что верующий человек должен молиться все сутки напролёт. Речь совсем не об этом. Бог лишь хочет, чтобы наше сердце было для Него открыто. Чтобы мы всей душой чувствовали Бога, осознавали Его милость к нам грешным людям.
Бог не требует от человека невыполнимого. Библия обращается к человеку с очень краткой, но вместе с тем потрясающе глубокой заповедью: «…люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Поэтому искренняя молитва это не только слова, обращенные к Богу, это прежде всего наша ответная любовь к Богу. Непрестанно молиться - это значит ходить пред Богом, обращать к Нему всю свою душу, искать волю Его в своей жизни, раскаиваться пред Ним в своих грехах, жить по Его святым заповедям. То есть относиться к Богу как к своему небесному Отцу. И такая молитва сближает нас с Богом.
Но самая важная причина, по которой Бог хочет, чтобы мы молились, заключается в следующем. Дело в том, что Бог сотворил нас по Своему образу и подобию. То есть даровал нам не только материальное тело, но и богоподобную душу. И душа наша, сотворенная Богом, ищет своего творца.
Само устроение нашего человеческого естества предполагает постоянное пребывание в общении с нашим Создателем – Богом. Пророк Давид выразил эту мысль так: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя»(Пс.62:2).
Вот самый важный нерв христианской молитвы – жажда Бога. Мы устроены так, что не можем жить без Бога. Даже если мы этого порой не осознаем. Некогда блаженный Августин сказал слова, подтверждающие эти христианские чувства: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе».
Но некоторые спрашивают, если можно так молиться в смысле постоянного хождения пред Богом в Его правде и Его заповедях, зачем тогда специально приходить в храм? Ведь Бог вездесушь и может услышать наши молитвы в любом месте.
Но кто так спрашивает, тот не до конца понимает, что молитва – это ещё и большой труд. На молитву порой тяжело настроиться, суета нашей жизни отвлекает нас от мыслей о Боге и смысле существования. Где уж тут место молитве. А в храме всё располагает к молитве. В храме человек попадает в абсолютно иную «атмосферу», где, казалось бы, само время течем иначе. Иногда пробыв в храме 15 минут, покажется, что провел в нем полтора часа, или напротив, полтора часа пролетят как 15 минут.
Храм - это особое место пребывания Бога. В храме совершаются церковные таинства, в которых человек, искренно ищущий Бога, обретает Его как своего творца и спасителя. В храме мы приобщаемся к святости Божией, в храме Господь ниспосылает свою благодать особым образом – чрез святые Таинства Исповеди и Причащения.
Вот почему христиане молятся Богу и дома и в храме, хотя верят и понимают, что Бог всеведущь и всемогущь. И просят Бога укрепить их веру. Поэтому, какие бы соблазнительные вопросы у нас ни возникали, доверимся Богу всем нашим сердцем, взыщем Бога всей дущой, и Господь как любящий Отец не замедлит придти к нам с ответом.
16 декабря 2011.
Изображение взято с официального сайта Отдела внешнецерковных связей Московской Патриархии.
священник Павел Коллегов
Помощник благочинного Киржачского района
по религиозному образованию и катехизации