«Православная книга в современном мире»
15.03.2013|21:00
Доклад иерея Павла Коллегова к Дню Православной книги в г. Киржач
Значение книги в жизни каждого человека и общества в целом невозможно переоценить. Известно, что книга как источник и кладезь знаний и опыта может серьёзно влиять на мировоззрение, обогащать человека, а также вызывать сильные эмоции и порождать глубокие чувства и серьёзные размышления.
Однако сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Потому, что любая книга – это не только пассивный набор информации, но это определенный взгляд на действительность. Взгляд либо светлый и жизнерадостный, либо взгляд, темный, помраченный грехом и человеческим пороком.
И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душе, то значение православной книги как духовной и светлой литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.
Книга для России, как и для всего христианского мира, значит очень много. Достаточно вспомнить слова Господа Иисуса Христа, сказавшего, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4. 4). На протяжении веков именно Слово Божие, как самая важная православная книга, было тем источником, из которого черпали мудрость многие поколения христианских народов.
В этом отношении православная книга – это мощный инструмент духовного и нравственного воздействия на душу человека.
Замечательны и правдивы слова митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя издательского совета Русской Православной Церкви, о том, что «Книга - великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит - зависит наше будущее».
Не остается сомнений, что православная книга – это средство оздоровления общества на фоне духовного обнищания современного мира с его ложными сиюминутными ценностями и бездуховными гедонистическими жизненными ориентирами и предпосылками.
Не будет преувеличением сказать, что само становление русской культуры связано с книгой. Так, во времена Ярослава Мудрого при Киевском Софийском соборе начали собирать книги, а в Новгороде одновременно обучалось до трехсот человек. На Руси XVI века владели грамотой три четверти монашествующих, половина землевладельцев, одна пятая посадских людей и пятнадцать процентов крестьян. Для того времени это внушительные цифры, которые свидетельствуют, что наша страна была грамотной и любила духовную литературу. Излюбленным чтением на Руси были Четьи минеи - жития святых.
Наши предки любили книги, но позволить себе роскошь иметь их дома могли далеко не все. Рукописные книги были дороги и малодоступны. Однако практически все вехи российской истории последних столетий так или иначе были связаны с книжным просвещением. Таким образом, книга была и остается могучим средством, влияющим на умы и сердца людей.
Православная литература призвана не только повлиять на ум и расширить кругозор читателя, не только обратить его внимание на круг тех или иных отвлеченных от жизни вопросов, но прежде всего, ввести читающего в духовный мир вечной истины и красоты. Такая книга ставит на первый план в современной запутавшейся аксиологии непреходящие ценности Божественного характера и призывает соотнести с этими ценностями свою жизнь.
В современном мире плюрализм мнений и разнообразие жизненных позиций, омраченных порой греховностью человеческого естества и эгоистическими выгодами в сфере культуры, приводит к субъективизму и не позволяет глубже взглянуть на суть происходящих событий, увидеть правду о мире и о самих себе. Православная книга здесь имеет исключительное значение, так как говорит об абсолютных истинах и ориентирует читателя на объективное видение окружающей действительности.
В буквальном переводе с греческого языка Православие означает "правильное учение". Это направление христианства, исповедующее основы добра и миротворчества.
Православная книга раскрывает духовный мир человека. У православной литературы, приоритетами которой являются духовные блага и ценности, есть неоспоримые преимущества перед книгами мирскими - она не проповедует того, что идет в разрез со Словом Божиим.
Сделать наш мир светлее, добрее и справедливее – вот основная цель, которую ставит православная книга. Мир православной книги – это место, где каждый, кто стремится к истинной вере, может получить ответы на самые важные вопросы.
Лишь православная книга может претендовать на правильную постановку трудных мировоззренческих вопросов, волнующих искреннего читателя. Православная литература поднимает животрепещущие темы и глубинные пласты бытия, которые недоступны другом видам литературы. Например, это вопросы о смысле жизни, о природе зла и греха, о происхождении и предназначении мира, о причинах и смысле страданий.
Цель православной книги несколько больше, чем прочей литературы с её художественным воплощением образа и связанными с этим образом душевными переживаниями и творческим катарсисом. Цель православной литературы – сообщить о духовной реальности и повлиять на нравственное начало в человеке.
Книги в православии отличаются уровнем духовного авторитета. Безусловным авторитетом Слова Божия обладают книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Полезны для назидания книги святоотеческого наследия, богословская литература и прочие церковные издания.
Конечно, нужно отметить, что к разряду душеполезной литературы относятся не только те книги, на первой странице которых стоит штамп церковного издания или благословение церковного священноначалия, но и произведения таких выдающихся авторов как Достоевский, Чехов, Лесков, Шмелев и других. Душеполезной может быть названа вся та литература, которая затрагивает важные темы человеческого бытия и решает онтологические вопросы в ключе православного миропонимания.
Однако не всякую литературу использующую православную атрибутику можно назвать православной и душеполезной. Напротив, в последнее время появилась масса псевдо-православных книг, содержащих сектантские, раскольнические и маргинальные взгляды. Поэтому для читателя, находящегося в начале пути знакомства с Православием, свой круг чтения желательно определять вместе со священником, осуществляющим его духовное руководство или читать литературу рекомендованную Издательским советом Русской Православной Церкви или благословленную её священноначалием.
Особая и важная тема – это необходимость прививать детям любовь к книгам и вкус к литературе. Важно прививать основы культуры православного христианства с детства. Душа ребенка чиста, в ней нет места скверне, лжи и зависти. Православная литература для детей помогает родителям в воспитании детей во Христе в духе православной веры и христианской нравственности.
В день православной книги 14 марта 2011 года Святейший патриарх Кирилл отметил непреходящее значение книги в современном мире: «Сегодня, кроме книги, есть множество других видов носителей информации ― телевидение, интернет и видео. Люди получают информацию не столько через слово, сколько через образ, и этот способ очень привлекателен, ведь здесь все показано на экране. Но читая художественное произведение, человек должен в своем сознании самостоятельно создать образ: отталкиваясь от описания в тексте, представить себе героев, представить себе, как они выглядят, как они одеты, как они себя ведут и так далее. Нет никакого экрана, нет никакого видео — все это должно возникнуть в сознании читателя.
Литература, которая помогает нам создавать художественные образы в нашем сознании, неслучайно называется художественной. Поэтому важно разъяснять детям, что если человек перестанет читать книги, если он будет только смотреть кино, видео, или Интернет-ресурсы, то у него исчезнет навык создавать художественный образ в своем сознании. А это очень опасно — человек становится беднее, его творческие способности ослабевают, он становится более зависим от внешних носителей информации.
Нам иногда говорят, что Интернет и видео вытеснят книгу. Если это произойдет, человечество очень пострадает, и в первую очередь от этого пострадают дети, молодежь, которые потеряют навык и способность создавать в своем сознании художественные образы.
Вот почему так важно, чтобы с самого раннего детства человек учился правильно выбирать книгу. День православной книги и был учрежден для того, чтобы мы задумались о своем отношении к книге, научились выбирать книги, полюбили чтение и через это формировали себя нравственно чистыми, интеллектуально сильными, физически здоровыми, любящими свою страну, любящими свой народ, любящими свою Церковь, любящими своих родителей, своих братьев и сестер — Людьми с большой буквы. Пусть Господь поможет нам через чтение книг вступить на путь умственного, нравственного и духовного совершенствования, к которому Он нас призывает».