о. Павел Коллегов: Наука. За или против Бога?
13.12.2011|14:33
Некоторые люди ошибочно полагают, что наука якобы со всей очевидностью доказала, что Бога нет. И с легкостью ставят это весьма опрометчивое утверждение во главу угла своего мировоззрения. Например, в разговорах о вере такие люди нередко говорят, что наука по своей сути атеистична, то есть отвергает существование Бога и вообще какого-либо духовного мира.
Однако такое мнение о науке не отражает реального положения вещей. Дело в том, что с одной стороны наука действительно напрямую не касается вопросов веры, а изучает только материальный мир, то есть интересуется вопросами естествознания – всем тем, что входит в сферу научного метода изучения. Наука не атеистична, а вне-религиозна. Но это совсем не означает, что наука – против Бога.
Ведь с другой стороны, Бог как творец всего существующего мира, и материального и духовного, оставил в Своем творении множество следов Своего существования, и обращаясь к науке как к инструменту исследования материального мира в котором Бог оставил Свои следы, можно при желании удостовериться в Его существовании.
Именно с этой точки зрения наука не против Бога, а как раз таки за. Обращаясь к научным данным, можно доказать наличие в мире следов Божественного присутствия.
К примеру, благодаря современным достижениям в телескопостроении человечество может лицезреть потрясающие картины бесконечной вселенной с миллиардами огромных галактик, содержащих немыслимое количество звезд. Как тут не вспомнить о величии Божьем, о Его могуществе и безграничности. Некогда великий пророк Давид сказал, что сами Небеса проповедают славу Божию, и о делах Его рук свидетельствует творение.
Но не только завораживающие масштабы вселенной говорят о всемогущем Боге. Сколько красоты, гармонии и симметрии видим мы в окружающем нас мире! Взглянуть хотя бы на простые снежинки – потрясающая симметрия и утонченность формы, абсолютные пропорции и никаких повторений.
А сколько разнообразия открывается при взгляде на живую природу! Ученые до сих пор не могут полностью классифицировать всё многообразие животного мира на нашей планете. К примеру, некоторые виды насекомых настолько внешне похожи, что различить их можно только по структуре генетического кода, но вместе с тем это абсолютно разные виды, не состоящие в родстве. Одних только видов бабочек современная энтомология насчитывает около 150 тысяч видов. И у каждого вида бабочки свой неповторимый рисунок. Неужели такое разнообразие, красота и гармония живой природы – это следствие слепой случайности, или всё-таки - это творческий замысел Абсолютного Разума?
В пользу Божественного замысла говорит и удивительное строение живых организмов, с множеством сложнейших систем и жизненных функций. Наш собственный организм – это поистине чудо Божьего творения. В человеческом теле содержится примерно 60000 миллиардов клеток, каждая из которых подчиняется определенным правилам развития. Причем каждая клетка представляет собой сложнейшее устройство. Клетка человеческого тела – это невидимый глазу химический завод с собственной электростанцией, архивом шаблонов и планов, обслуживающим персоналом, системой внутренних связей, конвейерной линией и транспортной системой. И всё это многообразие клеток включено в единую бесперебойно работающую систему.
Каждая клетка организма содержит уникальную супермолекулу представляющую собой зашифрованный код, широко известный под именем ДНК. Этот код содержит информацию обо всем организме и программу его развития и функционирования. Если расшифровать код ДНК всего одной единственной клетки нашего организма и перевести на современный язык, то полученной информацией можно наполнить 1000 томов энциклопедии по 600 страниц в каждом томе. И что удивительно всё это содержится в каждой клетке нашего тела.
Сложнейшее устройство человеческого организма, многообразие живой природы, необъятные просторы космоса, красота и гармония мироздания – всё это как нельзя лучше доказывает, что мир сотворен по удивительному замыслу гениального творца, имя которому Бог.
И этот факт не голословное утверждение. Его подтверждают многочисленные высказывания великих ученых, - тех, кто посвятил свою жизнь научным исследованиям, - тех, кто видел следы Божественного замысла в тварной природе.
К примеру, выдающийся ученый микробиолог Луи Пастер писал: «Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории». Знаменитый астроном Иоганн Кеплер, открывший законы движения небесных тел, писал: «Прежде, чем оставить этот стол, за которым я совершил все свои исследования, мне остается только поблагодарить Творца Вселенной за Его милосердие ко мне! Благодарю Тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании Твоих дел!» Другой не менее известный ученый Альберт Эйнштейн писал: «Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным… В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума».
Как видим, мировоззрение верующего человека, кто принимает Бога всем сердцем и стремится исполнять Его заповеди, не только не идет в разрез с научными данными, но и является более органичным взглядом на окружающий нас мир.
Однако, несмотря на столь очевидные свидетельства о Творце, некоторые люди продолжают отвергать существование Бога, основываясь якобы на научном мировоззрении. Почему такое происходит? Возможно, тому причина – это простое опасение, что, приняв Бога, придется принять и новые условия жизни, расстаться с греховными привычками и подчиниться заповедям и запретам. Но этот страх, к сожалению, основывается на ложном представлении, что все заповеди как основа религиозной жизни носят негативный характер.
Однако всё обстоит с точностью до наоборот. Бог, наш создатель и спаситель, оставил нам заповеди для нашей же пользы, для нашего духовного и телесного благополучия, и отвергать заповеди – это значит становиться на скользкий путь, ведущий в погибель. Но тем, кто искренно ищет истину, Бог откроет её.
13 декабря 2011.
священник Павел Коллегов
Помощник благочинного Киржачского района
по религиозному образованию и катехизации