Верующие Киржачского благочиния совершили паломничество по святым местам

16.08.2015|10:00

12 и 13 августа группа паломников Киржачского благочиния под руководством благочинного храмов Киржачского округа протоиерея Димитрия Ершова совершила паломническую поездку в Свято-Введенскую Оптину Пустынь и монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в селе Клыково. Они смогли приложиться к святыням, помолиться в этом святом намоленном месте, узнать подробнее историю монастырей.

Свято-Введенская Оптина Пустынь — мужской монастырь, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области.
 По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Монастырь за более чем шестисотлетнюю свою историю пережил периоды становления, расцвета, упадка, разорения и всенародного почитания.
Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова.
ХIХ век – это столетие процветания старчества в Оптине. Преподобный Леонид стал основателем оптинского старчества. Старец Варсонофий соединял дар рассуждения с даром прозорливости. Старец Лев был человеком непоколебимой веры. Отец Макарий на первое место ставил смирение. Отец Амвросий считал важнейшим христианскую любовь, этому он учил и своих чад духовных.
С Оптиной Пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время; некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной Пустыни.
Наступил ХХ век, и 23 января 1918 года декретом СНК Оптина Пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина Пустынь».
На территории монастыря Оптина Пустынь в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР разместили около 5000 польских офицеров, позднее отправленных в Катынь на расстрел.
Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной Пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.
17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 г. в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая Божественная Литургия.
В 1988 г. – год тысячелетия крещения Руси - на Поместном соборе был прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы прославлены 26 июля 1996 г. как местночтимые, а в 2000 году общецерковно.
В Свято-Введенском соборе — главном храме обители - находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.
В храме в честь Казанской иконы Божией Матери находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I.
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери - храм-усыпальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.
На Пасху 18 апреля 1993 года были убиты три монаха монастыря— иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник Юрий (Георгий), приехавший в Оптину Пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.
В день приезда паломники участвовали в вечернем богослужении, на следующий день – в братском молебне и Божественной Литургии. Была отслужена панихида в часовне-усыпальнице оптинских новомучеников.
 Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково, в 18 км от Оптиной Пустыни. Примечательны события, предшествующие строительству в Клыково храма в честь Нерукотворного Образа Господня. В семи верстах от села Клыково находится село Курыничи, где в марте 1826 года случился пожар – сгорела деревянная церковь. Уцелели только старинный Образ Спаса Нерукотворного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане.
 В 20-х годах 19-го века в Козельском уезде свирепствовала холера, которая, по преданию, стала ослабевать после крестного хода с образом Спасителя, а в августе и совсем прекратилась. В благодарность Спасителю Богу был построен новый каменный храм.
В 1924 году, после разорения Свято-Введенской Оптиной Пустыни, часть братии поселилась в селе Клыково. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. Здесь были расстреляны последние оптинские монахи. В 1937 году храм в честь Нерукотворного Образа Господня был закрыт.
Весной 1991 года храм села Клыково был возвращен Церкви. Архиепископ Климент Калужский и Боровский благословил устроить в селе Клыково Архиерейское подворье силами братии, пришедшей из Оптиной Пустыни и поселившейся здесь. 11 января 1993 г. при храме было образовано Архиерейское подворье. При подворье начала формироваться монашеская община, а 17 июля 2001 г. было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни.
С передачей храма начались восстановительные работы. Храм был полностью восстановлен в 1999 году и 28 ноября того же года архиепископом Климентом был освящен его центральный придел.
И еще одно соединяет эти две обители. Это прозорливая старица Сепфора, которая молитвенно стояла у истоков возрождения Оптиной Пустыни и Клыкова и умерла в 1997 на сто втором году жизни. К ней за помощью и советом обращались игумены и протоиереи, тысячи людей испытали на себе силу её пламенной молитвы, что как птица летела к престолу Божию.
 Матушка Сепфора (в миру - Дарья Николаевна Шнякина, урожденная Сенякина) прожила в Спасовой пустыни всего около полутора лет, окормляя братию и паломников. Благодаря ей многие люди первый раз в жизни сделали ошеломительное открытие: молитва изменяет мир!
 Родилась матушка 19 марта 1896 года в местечке Глухово Тамбовской губернии, а умерла в 1997 году, 13 мая.
Господь даровал ей такую долгую жизнь, чтобы не прервалась связь времен.
Однажды матушка Дарья, как ее называли знакомые и незнакомые люди, которые обращались к ней за советами и молитвенной помощью, уединенно молилась, и вдруг явились Ангелы, которые стали ходить вокруг нее, совершая какой то обряд. Когда они начали одевать ее в монашеские одежды, она поняла, что это – постриг. Вскоре Дарья приехала в Лавру и здесь, на исповеди, рассказала о своем чудном пострижении в иночество. Тогда ее благословили на постриг в мантию, который совершили здесь, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 20 октября 1967 года. Она была наречена Досифеей.
За великую любовь к Богу, к Церкви, к людям, в матушке Досифее открылись духовные дарования: дар молитвы, дар любви, дар прозорливости.
 Матушку тянуло в святые обители. В 1988 году, недели через две после прославления преподобного Амвросия, она со своей келейницей посетила Оптину Пустынь, находящуюся в то время все еще в разрухе.
В декабре 1989 года владыка Серапион, Митрополит Тульский и Белевский, постриг матушку Досифею в схиму с именем Сепфоры ( Семфора — птичка (древнеевр.) Это имя носила жена пророка Моисея Боговидца).
Матушку Сепфору очень беспокоило то, что ей, схимнице, придется умереть в миру. Долго она молилась Матери Божией, и вот Та явилась ей однажды ночью во сне, в ее маленькой келейке в Киреевске. «Ты не умрешь в миру, – сказала Она. – Ты умрешь в Клыкове, в монастыре». Матушка лишь подумала недоуменно: «А где ж оно такое есть?», как Пречистая ответила: «Не надо тебе знать. Придет время – священники сами к тебе приедут». И матушка стала ждать.
 В Клыково, на высоком берегу реки Серены, шло строительство архиерейского подворья. Дело продвигалось туго. Денег не было, собирали копейки, материалов тоже не было. Желание строить было огромное, но помощников, желающих вложить средства в храм не было. Клыково было никому не ведомо, это вам не Оптина, куда народ со всей страны съезжается. И вот прослышали о необыкновенной молитвеннице и мудрой советчице монахине Сепфоре. И в одночасье решили монахи отправиться к ней в Киреевск. Услышав о приезде братии, матушка захлопала в ладоши. «Слава тебе, пресвятая Богородица, из Клыково приехали!» Стали ей рассказывать монахи о своих бедах. Матушка их слушала, слушала, а потом и говорит: «Теперь вместе строить будем! Знаешь, как блаженные строят? Берут кубики, строят один дом, потом другой… Вот как дети, – продолжала, – кубики складывают, играючи, так и мы – молимся, а сами все кубики складываем, чтобы дело делалось». А монашествующие думают: «Как? У нас там нет ничего…»
А матушка улыбается: «Все у вас там будет. И храм, и колокольня, и домиков настроите, и забор сделаете…»
 С ее молитв, с ее наставлений все и началось. Сколько раз прежде обивали чужие пороги и возвращались ни с чем, а тут все как по маслу пошло. Больше с пустыми руками из Москвы не возвращались. Вскоре и матушку перевезли в Клыково.
Всего полтора года прожила старица в Клыково. К ней стала ездить Оптинская братия за советом, и они понимали, что если человек, который никогда не жил в монастыре, тем более, в мужском монастыре, вдруг говорит такие вещи, которые может знать только человек, непосредственно живущий этой монастырской жизнью, обладает несомненными духовными дарами.
Она часто говорила: «Выйдешь за порог, а там семь дорог, а выбрать-то надо одну, ту, что ведет к Богу».
Приезжающих постукивала своими посохами. Посохи она натирала водой из Иордана, лампадным маслом от святых икон. И эта сила Божия исцеляла и очищала человека.
Старица предвидела свою кончину и накануне всех, кто заходил, благословляла, наделяла подарками. Кому четки приготовила, кому икону. Посохи свои раздарила, и даже схиму свою подарила отцу Михаилу. В один из майских дней матушке стало плохо. О. Михаила позвали почти тотчас. Когда он вошел в келейку, согбенная матушка, тяжело дыша, сидела на кровати. Как оказалось, у нее отнялась правая сторона.
Вскоре приехали Оптинские монахи. Священники стали по очереди читать канон на исход души. Тем, кто стоял рядом, матушка тихонько сказала: «Даже и не молитесь, Домой, Домой.» Вечером о. Михаил читал 50-й псалом у изголовья матушки, и, когда закончил чтение, матушка трижды вздохнула и успокоилась.
Съехались отовсюду ее «птенцы».
 Похоронили ее там, где она и завещала, возле алтаря Никольского придела, рядом с братской могилой. Отпевал схимонахиню Сепфору целый собор оптинской братии во главе со схиигуменом Илием, который при жизни ее нередко у нее бывал для духовной беседы.
На могиле старицы Сепрофы была отслужена лития.
Во время паломничества киржачане посетили  Спасо-Преображенский храм села Спас-Прогнань, где находится могилка Схиархимандрита Амвросия(Иванова) - последнего насельника Оптиной Пустыни, ученика преподобного Иосифа(Литовкина).

На обратном пути наши паломники заехали на святой источник у храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» Свято-Тихоновой Успенской пустыни.