ПО ЗОВУ СЕРДЦА ИЛИ КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ (к 20-летию возрождения Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря)

20.07.2015|19:00

В нынешнем году Киржачская обитель преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского празднует двойной юбилей. 25 лет назад – 1 июля 1995 года – в ее стенах после 60-летнего перерыва возобновилась Литургическая служба, а спустя 5 лет – вновь зазвучала монашеская молитва. В связи с этим редакция публикует ряд статей, повествующих о том, как по милости Божией и благодаря усердию верных Ему людей в эти первые десятилетия древний монастырь оживал и благоукрашался.

В конце 80-х годов ХХ века, когда власти провозгласили новый политический курс, названный «Перестройкой», отношение государства к  Церкви стало постепенно меняться. На волне новых веяний и пользуясь появившейся свободой, люди, неравнодушные к Киржачской обители преподобного Сергия, стали добиваться возвращения верующим ее уцелевших храмов. Так, в 1988 году вокруг Благовещенского собора начала складываться инициативная группа, которая в дальнейшем составила костяк «Благовещенского прихода г. Киржача».

Первое время никто не воспринимал этих людей всерьез, но их это не смущало. Они составили обращение к властям и собирали по городу подписи в его поддержку. Киржачане подписывались и давали им деньги на будущее восстановление храмов. Заручившись поддержкой горожан и правящего архиерея архиепископа Владимиро-Суздальского Валентина (Мишука), первые активисты – Геннадий  Иванович Рыбкин, Валентина Ивановна Шаракина, Наталья Ефимовна Бирюкова настойчиво ходили по кабинетам местных чиновников и «Киржачского ТОРГа», керосиновая лавка которого по-прежнему находилась в нижних помещениях Благовещенского храма, и убеждали их откликнуться на просьбу народа.

Вскоре их поддержали журналисты и представители культурных общественных  организаций. Трудно переоценить вклад, который в это общее дело внес Олег Шестаков – коренной киржачанин, молодой, но к тому времени уже известный столичный журналист с ярко выраженной национально-патриотической позицией. Будучи человеком хорошо образованным и верующим, Олег ратовал и за русскую культуру, и за возрождение Православия. Летом 1989 года он организовал публикацию в центральной и местной прессе серии статей, поведавших на всю страну о плачевном состоянии Киржачского монастыря, «представляющего собой огромную культурную и историческую ценность». После этого он способствовал проведению в Киржаче «круглого стола», на котором в присутствии центрального телевидения представители местной власти (райкома КПСС и райисполкома), Церкви (Владимиро-Суздальского епархиального управления) и общественности (культурных общественных организаций) обсудили вопрос о дальнейшей судьбе монастыря. Большинство его участников согласились с тем, что «памятник надо восстанавливать», а для этого его надо передать Церкви. 

 

И вскоре два пустующих древних храма Киржачской обители – Благовещенский и Спасский – решением местных властей были отданы в пользование Владимиро-Суздальской епархии. Но к тому времени прихожане сами уже полгода как взяли их на свое попечение. После рабочего дня они приходили в монастырь и расчищали территорию от репейника, а храмы – от десятилетиями копившегося мусора. По всему городу они развешивали объявления, в которых приглашали всех желающих принять участие в этих трудах.

Вступив в права пользования храмами, прихожане начали готовить Спасский храм к первому богослужению. Им предстояло подготовить алтарь, установить иконостас, закупить свечи. Люди жертвовали в храм иконы, утварь, деньги. Первый казначей прихода вспоминала: «Открываешь утром храм, а под дверью – деньги, люди подсовывали. Сами же мы голодные были. Это же самые трудные годы были – ничего нет, все по талонам. Личных денег у нас совсем не было. Мы счастливы были, если кто чай принесет. Работали каждый день до четырех–пяти часов утра».

Спустя почти год на приходе появился первый священник – иерей  Стефан Бензюк. 1 июля 1990 года, в день празднования памяти Боголюбивой иконы Божией Матери, в Спасском храме он отслужил первую – с 1930 года – Божественную литургию. Через полгода отца Стефана сменил иерей Александр Замалеев. На место последнего, прослужившего на приходе до конца 1991 года, был назначен иеромонах Мстислав (Болотов). Его служба на приходе продлилась около трех с половиной лет. Нелегко давались батюшкам эти месяцы и годы – условия, в которых им тогда приходилось жить и служить, роднило их священническое служение с подвижничеством.

 

 

За это время большим событием стало празднование 600-летия преставления основателя Киржачского монастыря и города Киржача преподобного Сергия Радонежского. 18 июля 1992 года под открытым небом у Благовещенского собора архиепископ Евлогий (Смирнов), к тому времени возглавивший Владимиро-Суздальскую епархию, отслужил праздничную Литургию. 

После этого состоялся крестный ход, в котором приняло участие большое количество горожан и гостей, в том числе представители центральной и местной власти. Верующие проследовали через центр города к разоренному  городскому кладбищу, на котором некогда стоял разрушенный в советское время храм Успения Пресвятой Богородицы, а оттуда – к Никольской церкви на Заболотье. После молебна и проповеди, в которой Владыка напомнил киржачанам о духоносном основателе их города, перед ними выступил представитель Президента России по Владимирской области Н.С. Егоров.

Все эти годы прихожане продолжали приводить в порядок и обустраивать храмы. В Спасском храме они расчистили стены, установили отопление и телефон, на колокольню повесили два небольших, сделанных на заказ, колокола. В нижних помещениях Благовещенского храма, буквально почерневших за те годы, что в них размещалась керосиновая лавка, сделали ремонт и устроили крестильню. Был организован сбор денег и строительных материалов для будущих реставрационно-восстановительных работ. Многие откликались и вносили посильную жертву. Некоторые активисты ради церковной милостыни на храм ходили по электричкам и стояли на паперти в Троице-Сергиевой Лавре. 

Одновременно верующие продолжали добиваться возвращения им храма Всех святых и других строений, расположенных на исторической территории монастыря. Однако, несмотря на поддержку части горожан и публикации в СМИ, переговоры с властями шли трудно и за пять лет не дали  ощутимых результатов. В храме Всех святых по-прежнему размещался хлебокомбинат. Здание Киржачского райкома КПСС, возведенное на монастырском кладбище в годы советской власти, которое верующие просили передать им под воскресную школу и иконописную мастерскую, в 1992 году было отдано народному суду. Им также отказали в братском корпусе, и его продолжала занимать вневедомственная охрана городского ОВД. Однако верующие не теряли надежду – они трудились, молились и уповали на Божию помощь. Господь же Сам, Своими путями продолжал устраивать Свою Киржачскую обитель.

 

Фото 1. Олег Владиславович Шестаков (1967 – 1991).

Фото 2. Субботник в Благовещенском соборе. 1990 год. Фото В.А. Перфильева

Фото 3. Иерей Стефан Бензюк и Геннадий Иванович Рыбкин (первый справа) на галерее Благовещенского собора. 1990 год

Фото 4. Крестный ход на 600-летие прп. Сергия Радонежского. г. Киржач. 19 июля 1992 года. Фото В.А. Перфильева

Фото 5. Первый иконостас для Спасского храма. 1991 год. Фото В.А. Перфильева

 

 

 

Наталья Михеенко,

заведующая архивом Свято-Благовещенского

Киржачского женского монастыря