Прихожане Свято-Никольского собора на Селивановой Горе совершили паломничество в Александров
07.03.2014|10:00
22 января 2014 г. ранним морозным утром прихожане храма по благословению о. Димитрия, настоятеля Свято-Никольского собора на Селивановой Горе, выехали в паломническую поездку по маршруту с. Лукьянцево – г. Александров. Целью поездки было поклониться святыням Земли Владимирской и попросить молитвенной помощи у Господа Бога об исцеления душевных и телесных немощей, по молитвам святых угодников Божиих: преподобных Лукиана и Корнилия Александровских, подвижников веры и благочестия, просиявших в Русской Церкви в XVII столетии.
В селе Лукьянцево, что в 8 км от г. Александрова, находится Богородице-Рожденственская Свято-Лукианова мужская пустынь, основанная иеросхимонахом Лукианом на месте чудесного явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1594 г. в соседнем селе Игнатьево из построенного нового храма трижды исчезала храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы и обреталась в ближайшем лесу, за три версты «стоящая на воздусе». На месте чудесного явления иконы был построен храм – будущая обитель. В смутное время начала 17 века село Игнатьево сильно пострадало и обезлюдило, храм сохранился, однако запустел на тридцать лет.
Илларион, будущий прп. Лукиан, родился близ г. Галича Костромской земли около 1610 г. от благочестивых родителей. Еще до рождения ребенка родителями был дан обет посвятить его Богу. В возрасте 8 лет Илларион был свидетелем пострижения своего отца в монашество и начала его монашеских подвигов.
В 1640 году он узнал о запустевшем храме Рождества Богородицы близ Александровской Слободы. Найдя его полуразрушенным, обнаружил чудотворную икону невредимой. Вскоре к Иллариону присоединился иеромонах Феодосий, который постриг его с именем Лукиана. Вместе они восстановили храм и создали общину, к которой позже присоединились еще несколько человек.
Дважды, по зависти братиев, он был гоним из обители, сослан в Чудов монастырь. Но в 1650 году патриаршей благословенной грамотой (патриарх Иосиф (Дьяков)) Лукиана утвердили настоятелем основанной им обители.
В 1654 году по многим просьбам купцов Александровой слободы был создан монастырь для инокинь из слободы. Александровская обитель стала общежительной и возглавлялась игуменией. Так, на попечении у прп. Лукиана оказалось два монастыря.
Не достигнув преклонных лет, подвижник подошел к порогу смертному. Преставился он в 1655 году, 8 сентября, в престольный праздник своей обители.
Продолжателем духовной традиции прп. Лукиана с 1658 по 1681 г. стал прп. Корнилий.
Преподобный Корнилий родился в начале XVII столетия. Во святом Крещении родители нарекли своего сына Космой.
Достигнув 23-х лет от роду, он принял постриг с именем Корнилия и прожил в одном из московских монастырей пять лет.
В Богородице-Рождественскую пустынь он пришёл вскоре после смерти прп. Лукиана. В 1658 году Патриарх Никон утвердил преподобного Корнилия в звании строителя Лукиановой пустыни и возложил на него управление обеими обителями, мужской и женской.
Больше известно о трудах преподобного Корнилия в Успенском монастыре, но по ним можно составить представление и об образе его подвига как строителя и духовника Лукиановой пустыни.
В Успенской обители при нем была обновлена Успенская церковь, заново построены Сретенская церковь и больничные келии при ней, каменные келии и трапезная для сестер, часть каменной ограды; заложен храм великомученика Феодора Стратилата над Святыми вратами. Часто бывало так, что днем работали государевы мастера, а с вечера до утрени — преподобный Корнилий с сестрами, не щадя себя, во славу Божию и на благо святой обители.
Число сестер женской обители увеличивалось, поэтому святой устраивал монастырские службы - келарская, хлебная, житенная, швейная, красильная, сапожная; учил сестер церковному пению и грамоте. Была устроена больница. С двухлетнего возраста сироты и убогие забирались в обитель для воспитания, обучения и научения мастерству.
В Лукиановой пустыни вместо ветхих церквей возводились новые, в 1680 г. был заложен каменный храм Богоявления, строительство которого было закончено после смерти преподобного.
Кончина иеросхимонаха Корнилия последовала 11/24 августа 1681 года. Честные мощи его погребли в склепе под алтарем Троицкого Собора Успенского монастыря.
В 1771 г. по прошению жителей Александрова был учрежден ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы в шестую Неделю по Пасхе из Лукиановой пустыни в Александров – в память избавления города и окрестностей от чумы.
Монастырь – Лукианова пустынь - был обнесен каменной оградой со святыми воротами и семью башнями. Он имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. В престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы у стен монастыря традиционно собиралась осенняя многотысячная ярмарка.
Тогда обе обители были известны далеко за пределами Суздальской епархии своим высоким духовным строем и внешним благолепием.
Они опекалась государями Алексеем Михайловичем, Феодором Алексеевичем, Иоанном и Петром Алексеевичами, многими царевнами, которые жаловали им вклады, утварь и земли. Так сбывалось пророчество преподобного Лукиана: «...и будут вас посещать великие люди, князи и боляры, и благоверные цари».
Лукианова пустынь была закрыта в 1920 году. Монахам и послушникам было предписано покинуть монастырь. Дальнейшая судьба их неизвестна. Богослужение во всех храмах было прекращено. В 1922 году, при изъятии из церквей и монастырей церковных ценностей, из Лукиановой пустыни было изъято более сорока килограммов серебра в виде окладов с икон, богослужебных сосудов, крестов, кадил, лампад и даже украшений со старинных Евангелий. Была снята и риза с чудотворной иконы. Сама же икона была вывезена в музей «Александрова слобода».
С 1924 г. в монастырских храмах были школа, клуб, дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых. Снимались колокола, разрушались храмы и монастырские стены. Монастырь древностью почти в четыре века к зиме 1991 года пришел в полный упадок.
Успенский женский монастырь хотя и был закрыт в 20-х годах XX в., но избежал разрушения, т.к. в его стенах был открыт сначала краеведческий, а затем историко-архитектурный музей «Александровская слобода». Но святые иконы, служебные сосуды, утварь и книги были переданы в Государственный исторический музей г. Москвы и в Суздальский музей-заповедник. Сохранились Васильевские и Тверские ворота, вывезенные Иоанном Грозным из Новгорода и Твери после похода на эти города. Эти ворота украшены медными пластинами, на которых выполнены евангельские и библейские сцены. С 1946 г. в Троицком соборе монастыря, единственном приходском храме района, возобновились богослужения.
В 1991 г. началась новая страница в жизни Лукиановой пустыни и Успенского женского монастыря - возрождение монашеской жизни.
По благословлению правящего архиерея митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия (на тот момент епископа) в 1991 г. Лукианова пустырь была первой возвращена Русской Православной Церкви, и началось ее возрождение из небытия. Первым Наместником обители был назначен архимандрит Досифей (Даниленко) (+2009), который был ревностным слугой в деле восстановления монастыря в течение 17 лет.
Открытие пустыни состоялось в 6-ю Неделю по Пасхе и оказалось связанным с обновлением крестного хода, установленного в 1771 г. В 1992 г. были обретены находившиеся более 350-и лет под спудом святые мощи прп. Лукиана, которые открыто почивают в Богоявленском храме пустыни.
В 1995 году святые мощи преподобного Корнилия по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия были подняты и в настоящее время почивают в правом приделе Троицкого собора Успенского монастыря.
В 1995 году им составлены службы, акафисты, написаны жития, иконы.
В марте 2000 г. по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II иеросхимонах Лукиан (1655), основатель Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни и Успенского женского монастыря г. Александрова, и иеросхимонах Корнилий (1681), строитель и духовник выше названных обителей были причислены к лику местночтимых святых Владимирской епархии.
Инок Антоний, проводивший экскурсию, поведал нам об истории и современной жизни обители, о жизни прп. Лукиана. Перед ракой с мощами преподобного Лукиана нами был прочитан Акафист.
О былом величии обители можно только предполагать, глядя на высокие монастырские стены и угловые башни, храмы, братские корпуса, хозяйственные постройки – местами разрушенные, некоторые восстановленные, а другие восстанавливаемые. Следы богоборческого разорения еще долго будут присутствовать в этом святом, намоленном месте.
В монастыре сейчас 20 человек. Под руководством Наместника обители игумена Тихона (Шибеко) осуществляется вся жизнь обители.
Между службами все иноки стоят на трудовых послушаниях. Труд – это продолжение молитвы. Летом – огороды, пашни, сенокос, заготовка дров, зимой – чистка снега, топка печей, уход за скотом. В пище для братии нет недостатка. Своё молоко, хлеб, овощи, мед. При монастыре есть пасека и питомник, в котором выращивается более 1200 видов деревьев, кустарников, цветов.
В день нашей поездки на улице было за 20 градусов мороза. Техника, в отличие от людей, не выдержала климатических испытаний. Нам пришлось ждать замены автобуса, чтобы продолжить поездку. Но положительным от этого ожидания было наше общение с монахами Пустыни - нас пригласили в монастырскую трапезную, напоили чаем с выпечкой и монастырским медом.
В этот раз нами не был посещен Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь, но это уже будет другая поездка.
Новикова Г., прихожанка храма