Ребенок вырос и ушел из Церкви: что делать?

01.06.2013|11:06

Когда дети 18-20 лет, выросшие в верующих семьях, «вдруг» уходят из церкви – можно ли что-то сделать или уже поздно? Какие основные ошибки допускают родители? Как себя правильно вести с большими детьми? На вопросы «Нескучного сада» отвечают отец Георгий и матушка Елена Орехановы.

 

Точка зрения мамы

Во-первых, в каждой семье все очень индивидуально. Могу лишь поделиться своим опытом, хотя не уверена, что он кому-то подойдет. Дело в том, что мы с мужем выросли в неверующих семьях, поэтому непрерывно «изобретали велосипед»: не было рядом никого, кто имел бы опыт церковной жизни. Много сил тратилось впустую, и это было неизбежно.

Отношения родителей и детей выстраивают с самого рождения. И то, в каком они состоянии оказались через 18-20 лет, это результат труда обеих сторон.

Хотя есть такой сложный период, когда начинает ребенка «трясти», но это надо пережить. У всех он в свое время – у кого-то в 12 лет, у кого-то в 20.

Один наш знакомый, философ и богослов, рассказывал: «Когда моему сыну было тринадцать, я был «старым и глупым». Единственное, что его удивляло, - это уважительное отношение ко мне моих аспирантов. Но чем старше становился сын, тем умнее, по его мнению, становился я. Теперь он совсем взрослый, а я – совсем умный».

Когда дети вырастают, у них начинается своя жизнь не только потому, что они хотят что-то доказать родителям и отделиться, но и объективно. Например, мой старший сын сидит за работой на компьютере, и мне хотелось бы узнать, что именно он делает. Но скорее всего я услышу: «Мам, это очень долго объяснять». Если настоять, «взять за жабры», то можно, конечно, получить подробный ответ. Но это все-таки детали. По ключевым вопросам он всегда советуется, если нужна помощь – придет и спросит.

Уход детей из Церкви, как мне кажется, это проблема родителей в первую очередь - от осинки не родятся апельсинки. Наш духовник говорит, что родители часто жалуются на детей, а дети – практически никогда на родителей. Он рассказывает, как один очень мудрый священник сказал несчастному родителю: «Что ты все пытаешься сделать из ребенка то, что из самого себя не можешь сделать вот уже 50 лет?».

Некоторые православные считают, что достаточно приучить детей к церковной жизни, а образование, которое они получат, уже не так важно. Когда нашей дочке было четыре, она подошла к папе с вопросом: «Папа, а когда мы в рай попадем, мы учебники английского возьмем с собой? По какому языку там говорят?» Папа подвоха не понял и ответил, что, наверно, на райском, на что она тут же нашлась: «Зачем же тогда мы учим английский, если они нам не понадобится в раю?». Пришлось сказать: «Ты пока домашнее задание сделай, а там видно будет». Помимо практической полезности английского языка, которую четырехлетнему ребенку, и правда, трудно объяснить, есть еще просто послушание. Герой «Жертвоприношения» Тарковского в начале фильма втыкает в сухую землю палку и начинает поливать. Он носит воду и поливает до тех пор, пока в конце фильма палка не зацветает. Поливает он просто из послушания, не до конца понимая смысла своего труда. Таким же трудом, выполняемым из любви и послушания, является для детей учеба. В этом, помимо пока непонятной им практической пользы, ее духовный смысл.

На самом деле, в воспитании детей нет и не может быть абсолютных рецептов. То, что работало у нас, может оказаться совершенно неприменимым к другой семье и наоборот.

Священник Георгий Ореханов, проректор ПСТГУ по международной работе:

Никогда родители не должны отчаиваться, если в воспитании их детей происходит нечто, что не укладывается в их схемы и представления. Ничего никогда не поздно. Я могу дать три совета. 

Первое. Всегда спрашивать себя, насколько моя вера может быть убедительна для других, насколько она жива, насколько я сам верю в то, в чем хочу убедить окружающих, в том числе и молодых людей. Особенно это важно тогда, когда речь заходит о моральных ценностях, которые так беспощадно попираются в современном мире - чистота, целомудрие и т.д.

Второе. Я должен всегда уважать чужую свободу, особенно в возрасте, когда эта свобода переживается как главная жизненная ценность. У родителей есть очень короткое время, чтобы убедить в чем-то детей. Далее весомым фактором становится для молодежи сомнение, скепсис, и победить его методами директивного воздействия не получается.

Третье. Никогда не переставать переживать мир и Христа как тайну, которая выше нашего эгоизма и требует от нас духовного восторга, роста, постоянного удивления. Наша главная задача - передать детям радость открытия мира и веры, эта задача никогда не перестанет быть актуальной.

Беседовала Светлана ГАДЖИНСКАЯ

Источник: журнал "Нескучный сад"